ГУП «Ленсвет»: художник, что рисует свет (выпуск журнала "СТО Строительство Технологии Организация" №03/20 май 2013)

ГУП «Ленсвет»: художник, что рисует свет (выпуск журнала "СТО Строительство Технологии Организация" №03/20 май 2013)

За последние десятилетия вечерний облик Петербурга изменился кардинально: архитектурные ансамбли города в художественной подсветке смотрятся просто фантастически.

На вопросы журнала «СТО Строительство Технологии Организация» отвечает генеральный директор ГУП "Ленсвет" Сергей Мителев.

- Какие культурные объекты Санкт-Петербурга имеют, на Ваш взгляд, наиболее интересную систему художественной подсветки?

- Наш город обладает поистине уникальным, как по красоте, так и по сложности, архитектурным капиталом. Каждое здание – обособленная и самостоятельная городская достопримечательность, с неповторимым образом и богатой историей. Наша задача заключается в том, чтобы подчеркнуть эти отличительные черты, не нанося ущерб архитектуре и ритмике здания.          

Большинство наших объектов архитектурно-художественной подсветки расположено в историческом центре Петербурга. Это, конечно, накладывает дополнительную ответственность. Вечерний образ города – важная составляющая туристической привлекательности Санкт-Петербурга, поэтому мы беремся за проекты любой сложности, тем более, что профессиональные кадры предприятия нам это позволяют.

- Насколько сложна работа по художественной подсветке города?

- Каждый проект архитектурно-художественной подсветки индивидуален, нет ни одного повторяющегося, и работу подобного рода на конвейер поставить невозможно.

Наряду с историческими зданиями, с многочисленными декоративными элементами фасада, мы делаем художественное освещение и современных сооружений. Например, Петербургская телебашня – ее световое оформление (более 6500 приборов), установленное на протяжении всех 316 метров, стало абсолютным вызовом и проверкой наших возможностей. Были применены технологии аналогичные использованным на Эйфелевой башне. В результате, в вечернее и ночное время новый выразительный образ  телебашни, можно наблюдать практически с любой части города.

Нельзя однозначно ответить - насколько сложна работа по созданию вечернего образа Петербурга. СПб ГУП «Ленсвет» в 2014 году будет отмечать свое 80-летие, нам есть кем и чем гордится. Профессиональные династии, ветераны предприятия, молодые специалисты  – у нас нет равнодушных к судьбе города.

- Какие технологии чаще всего применяются вашими специалистами при работе с культурно-историческими объектами Санкт-Петербурга? Насколько они уникальны?

- При создании художественной подсветки объектов культурного наследия существуют свои нюансы. Здесь мы работаем совместно со специалистами Комитета по градостроительству и архитектуре и Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Например, на исторических зданиях практически невозможна установка осветительных приборов на фасаде, приходится изыскивать альтернативные варианты установки оборудования.

Еще одним из уникальных проектов, реализованных в Санкт-Петербурге, является архитектурно-художественная подсветка Невского проспекта. К работе были привлечены лучшие  специалисты и  как результат проделанной работы - единственный в мире проспект такой протяженности (3 км 15 м), все фасады зданий которого, всего около 100 фасадов, выполнены в едином световом решении. Было установлено более 9 000 светильников и прожекторов.

Ежегодно «Ленсвет» реализует масштабные проекты по художественному освещению набережных. Как хороший пример качественной и профессионально выполненной работы – освещение ансамбля зданий на Английской набережной (рис.1).

Мы стараемся постоянно повышать собственную квалификацию, пробовать новые технологии, не бояться экспериментировать, конечно, без ущерба наружному освещению в городе.

- Насколько современные системы художественной подсветки энергоэффективны?

- На предприятии давно и довольно успешно реализуется программа по энергосбережению и энергоэффективности, в том числе на объектах архитектурной подсветки.  В первую очередь, конечно, благодаря использованию оборудования нового поколения с улучшенными светотехническими характеристиками и применению светодиодных светильников.

- ГУП "Ленсвет" занимается художественно-архитектурной подсветкой многих городских праздников. Ваша работа над проектами "Фонтаниана", "Болеро с огнём" и другими, что реализовались в Петергофе, впечатляет. Понятно, что она требует очень точных расчётов и нацеливания осветительных приборов на объекты. Насколько сложна для вас эта работа? Каких специалистов Вы привлекали, помимо собственных?

- Праздник закрытия фонтанов в Петергофе – это целый комплекс работ, от выбора тематики, подбора музыки, создания проекта и эскизов будущего праздника, до технического оснащения и обеспечения безопасности гостей. К созданию и проведению праздника привлекается много самых различных специалистов из Петербурга и Москвы. Все это было бы невозможно, в том числе, без поддержки и понимания со стороны ГМЗ «Петергоф», в лице генерального директора Кальницкой Евгении Яковлевны. Креативный подход и новаторский взгляд, творческая смелость и желание удивлять гостей праздника - благодаря такой мощной синергии получается грандиозное светомузыкальное пиротехническое шоу, аналогов которому в России нет. Для нас это как бы факультатив, но каждый год мы неизменно и с большим желанием принимаем участие и помогаем в организации праздника.

- Какие объекты в городе и исторических пригородах планируется подсветить художественно в этом году?

- В этом году уже сделан ряд объектов архитектурно-художественной подсветки – Цирк на Фонтанке, целый комплекс задний в г.Пушкин, Александринский театр. Мы планируем продолжить работы по художественному освещению фасадов по набережной Макарова и Арсенальной набережной. Также световое убранство появитсяу Александро-Невской лавры, Каменноостровского и Аничкова мостов, на Манежной площади.

 

Беседовал Евгений Бжезински